-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MiaDama

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) —верхъестественное Photos_of_Ukraine

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.07.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 33

Ђ–оссийское общество остаетс€ до смешного сексистскимї

—уббота, 15 »юл€ 2017 г. 16:09 + в цитатник

¬ этой статье философ  ирилл ћартынов рассуждает о проблеме гендерного неравенства и о том, почему советские женщины мечтали о буржуазной семье.  адр из фильма «—лужебный роман» (1977)

ќ сексизме в науке, декоративно-косметической функции женщин в офисах, вопросах существовани€ феминизма в ———– и образе принцессы Ћеи в бикини отделу науки рассказал  ирилл ћартынов, доцент Ўколы философии Ќ»” ¬ЎЁ.

»стоки российского феминизма

»деи феминизма циркулируют на «ападе со времен античности. ≈ще ѕлатон рассуждал о том, что женщины могут быть в числе правителей идеального государства. ј вот в –оссию подобные идеи проникли только после эпохи ѕетра I — и именно они привели к тому, что на троне по€вилась женщина.  онечно, ≈катерину II вр€д ли можно назвать феминисткой, но она самой своей фигурой абсолютного монарха-«матушки» демонстрировала своеобразную оппозицию патриархату.

  концу XIX века –осси€ уже была способна читать и обсуждать тексты, посв€щенные правам женщин, например трактат ƒжона —тюарта ћилл€ «ѕодчиненность женщин» (1869).

¬ –оссии существовало сильное социалистическое революционное движение, которое среди прочего ставило целью добитьс€ равноправи€ женщин: подчиненность женщин власти мужчин рассматривалась в нем как частный случай подчиненности индивидов тираническому государству. »менно представительниц этого революционного движени€ можно назвать первыми российскими феминистками.

ѕосле революции 1917 года в нашей стране было прин€то самое прогрессивное в мире законодательство, касающеес€ равенства полов. ∆енщины получили право на развод, право на аборт и полные избирательные права — по состо€нию на 1918 год ничего подобного в мире не было даже в —Ўј и «ападной ≈вропе. ѕри советском правительстве действовали специальные комиссары, курировавшие «женский вопрос». Ќа повестке дн€ у них была борьба с неграмотностью среди женщин, половое просвещение, а особенно ранн€€ советска€ власть прославилась борьбой с «кухонным рабством» — под этим лозунгом обсуждалась необходимость избавить женщину от неоплачиваемого домашнего труда. «десь нельз€ не вспомнить јлександру  оллонтай — наркома государственного призрени€ и первую женщину-министра в истории.

¬ первые годы существовани€ советской власти в обществе велись порой довольно смелые и странные дискуссии — например, об уничтожении института семьи как пережитка классового общества. Ёта дискусси€ сворачиваетс€ в 30-е годы, когда начинаетс€ возвращение к патриархальным ценност€м. “ем не менее нова€ роль советских женщин закрепл€етс€ с началом ¬торой мировой войны: мужчины уход€т воевать, а женщины занимают их места на фабриках и заводах и получают большую самосто€тельность, чем когда-либо. –омантическим и сентиментальным отражением этого процесса можно считать судьбу ¬ероники, героини фильма ћихаила  алатозова «Ћет€т журавли».

«’отим назад на кухню»

¬ 70-е годы советские женщины, попробовавшие странную отечественную модель гендерного равенства, в которой оба супруга работали, но при этом женщина все равно брала на себ€ большую часть домашних дел, начали вновь мечтать об идеале буржуазной семьи. “акой, где мужчина зарабатывает на жизнь, а женщина обеспечивает домашний уют и отказываетс€ от социальных амбиций. ∆енщины захотели снова «за каменную стену», именно в этот момент по€вл€ютс€ фильмы вроде «—лужебного романа» и «ћосква слезам не верит». √лавные героини кинокартин чувствуют себ€ неполноценными без «нормального» мужчины. «—лужебный роман» вообще представл€ет собой потр€сающую историю превращени€ современной амбициозной женщины-руководител€ в домохоз€йку, причем ей приходитс€ еще исправл€ть свои «недостатки» и «учитьс€ женственности».

Ѕлиже к концу —оветского —оюза пресса наполнена публикаци€ми о преимуществах патриархальной семьи: работ€щий мужчина и его верна€ супруга, в руках которой остаетс€ дом. ѕерестроечна€ пресса и общество свели гендерный вопрос к лозунгу «’отим назад на кухню».

¬ целом —оветский —оюз имел характерные черты общества модерна, где у женщин были права, как формальные, так и реальные, но при этом обладал также некоторыми признаками тоталитарного государства, где общественна€ жизнь контролировалась государством, а последнее ассоциировалось с властью партийных лидеров-мужчин. ∆енщины, с одной стороны, были, конечно, свободнее, чем в патриархальном, например викторианском, обществе, но с другой — их жизнь, как и жизнь советских мужчин, была регламентирована набором допустимых в обществе развитого социализма практик.

‘еминизма в западном смысле слова в ———– не существовало, поскольку это противоречило программе  ѕ——. ярких диссидентских групп, св€занных с феминистским движением, тоже не было: «женский вопрос» в послевоенный период считалс€ разрешенным и находилс€ на периферии общественного сознани€. »тогом стало закрепление парадоксальной ситуации: с женщин не была сн€та об€занность по воспитанию детей и приготовлению обедов, но при этом они еще и работать должны были. ¬ –оссии до сих пор считают, что в семье, где работают оба супруга, заниматьс€ трудоемкой домашней работой должны именно женщины — потому что так всегда было. Ћогика того, что работающа€ женщина приходит после смены и готовит своему мужу борщ, — чисто советска€.

—ексуальна€ революци€ пришла в ———– с опозданием — вместе с перестройкой — и не успела привести к глубоким социальным трансформаци€м, то есть сексуальна€ свобода в узком смысле слова в нашем обществе существует, а вот иде€ гендерного равенства все еще дискутируетс€ как спорна€. ¬еро€тно, это неудивительно:

в 90-е годы люд€м нужно было выживать, а не мен€ть привычную модель гендерных отношений. Ѕрем€ выживани€, кстати, легло в основном на женские плечи — именно женщины готовили домашние обеды в «лихие годы», и они же скорее соглашались на непрестижную гр€зную работу: например, инженер с высшим образованием шла продавцом в коммерческий киоск или подрабатывала уборщицей, чтобы прокормить семью.

—овременное российское общество продолжает оставатьс€ до смешного сексистским, однако в нем начинают обсуждатьс€ гендерные проблемы. ‘еминистки в современной –оссии дел€тс€ на три группы: академические исследователи, которые пишут работы в рамках gender studies, просветительницы, которые публично высказываютс€ по гендерным вопросам, и радикальные феминистки, которые считают, коротко говор€, что мужчины и патриархальное российское общество неисправимы.

∆енщины в “ретьем рейхе

√ораздо проще выгл€дит истори€ женщин в “ретьем рейхе. »деологи€ нацистов не ставила перед собой задачу освобождать женщин, напротив, они считали, что у женщины есть отведенна€ ей природой естественна€ роль — матери, хранительницы очага. ѕрограмма нацистов предполагала, что женщин нужно исключить из общественной жизни, куда они начали активно проникать после 1918 года, в ¬еймарской республике. ‘юрер, разумеетс€, мог быть только мужчиной, и все ключевые посты в нацистской партии принадлежали мужчинам. ѕримечательно при этом, что более 60% избирателей √итлера на выборах 1932–1933 годов были женщинами: риторика нацистов, обещающих пор€док и национальное возрождение, оказалась дл€ них прит€гательной, даже если одновременно им предписывалось зан€ть подчиненное, «традиционное» положение в обществе. Ёто поучительный случай прит€гательности патриархата дл€ его потенциальных жертв — сюжет, описанный в литературе, например, в довольно радикальном виде у поэтессы —ильвии ѕлатт.

ѕосле 1933 года нацисты принимают жесткое репродуктивное законодательство — они, как и —талин, криминализировали аборты. ѕравительство нацистов к тому же начало первым в мире систематически боротьс€ за здоровый образ жизни граждан — у них дл€ этого были основани€, св€занные с идеей расовой чистоты. Ѕез сексизма тут тоже не обошлось, и в “ретьем рейхе действовали особые правила, ограничивающие продажу табака женщинам.

¬ целом эта истори€ показывает, что социальные институты и социальные нормы €вл€ютс€ довольно пластичными: √ермани€ за несколько дес€тилетий прошла путь от «распущенности» ¬еймарской республики через радикальный патриархат нацистов к новому послевоенному освобождению. ќбщество, подарившее женщинам свободу, оказалось способным эти свободы быстро свернуть, и наоборот. ¬ этом контексте не такой уж фантастикой должен выгл€деть скандальный роман «»стори€ служанки» ћаргарет Ётвуд — написанный в 80-х, он рисует антиутопию, св€занную с новым наступлением радикального сексизма в западном мире.

ѕосле денацификации немцы стремились демонстрировать свое отличие от прежнего режима, и поэтому к 80-м годам в ‘–√ гендерному равенству удел€ли особенно много внимани€.  ак и во всем развитом мире, немецкие женщины активно выходили на рынок труда и тем самым впервые в истории получали экономическую независимость от своих родителей или мужей. ѕревращение женщин в наемных работников привело к быстрому росту экономики, росту производства и потреблени€.

Ёкономический фактор, пожалуй, был ключевым дл€ стремительного внедрени€ идеи гендерного равенства.

“ам, где экономика развита хуже, а институт частной собственности €вл€етс€ слабым (например, в –оссии или в арабских странах), феминизм имеет гораздо более узкую социальную базу. ¬прочем, даже в исламском мире, в таких странах как »ран, сегодн€ присутствует заметное феминистское движение.

Ѕородатые профессора-сексисты

ѕроблема гендерного неравенства существует в научном мире. ќколо 70% профессоров на ключевых позици€х во всем мире — это мужчины. Ћюбопытно, что, по статистике, меньше всего женщин-профессоров в философии — это консервативна€ дисциплина, и в общественном сознании образ философа продолжает ассоциироватьс€ с бородатым лектором.

Ќаучный авторитет — это одна из разновидностей политического авторитета, и именно на примере науки можно пон€ть, что такое патриархат. »сследовани€ показывают, что одни и те же тезисы, озвученные преподавателем-мужчиной и преподавателем-женщиной, воспринимаютс€ смешанной аудиторией по-разному.

ћужчина выгл€дит более авторитетным, более респектабельным, к нему чаще готовы прислушиватьс€. ј про женщин-лекторов студенты часто говор€т: «≈е лекци€ была поверхностной и необъективной». ¬ компетентности женщин-лекторов сомневаютс€ намного чаще, чем в компетентности профессоров сильного пола.

—ексизм не €вл€етс€ выдумкой феминисток, и это становитс€ очевидным, если мы, например, посмотрим на историю присуждени€ Ќобелевских премий или на систему оплаты труда ученых, или на то, кому отдаютс€ ведущие позиции в университетах. “ипична€ дискриминаци€: женщина-исследователь не получает премию за открытие, которое она сделала в команде с мужчинами. —читаетс€, что ее работа носила вспомогательный, второстепенный характер — женщина в лаборатории до сих пор воспринимаетс€ больше как обслуживающий персонал, чем как самосто€тельна€ исследовательска€ единица.

Ѕольша€ ракета и ѕћ—-клан

¬ 90-е годы прошлого века по€вились новые культурные феномены, вли€ющие на наше представление о гендерных рол€х, в частности — видеоигры. «десь важны, во-первых, женские персонажи, такие как Ћара  рофт, благодар€ которым игроки обоих полов могли начать ассоциировать себ€ с сильной женщиной-супергероем. ¬о-вторых, свою роль сыграли женские киберспортивные команды, которые начинают соревноватьс€ с мужчинами на равных.

¬ 1994 году по€вилась попул€рна€ игра «Doom», в которую можно было играть по сети. “ам сразу возникли проблемы с сексизмом: 95% игроков были молодыми мужчинам, подростками. ≈сли они видели в игре девушку, то реакци€ была стереотипной: «ѕойдем € покатаю теб€ на своей большой ракете», «“ы, наверное, така€ страшна€, что не можешь найти себе парн€ в реале». ќтветом стали женские игровые кланы, которые громили мужские команды и побеждали в соревновани€х, — такова истори€, например, знаменитого PMS Clan. Ћет через дес€ть такие команды, доказавшие свою «крутизну», начинали даже принимать в свои р€ды мужчин.

ѕринцесса Ће€ в бикини и томный Ѕэтмен

Ќесколько мес€цев назад англо€зычные сайты обсуждали исчезновение фигурок и костюмов принцессы Ћеи, одетой в бикини, из маркетинговых материалов компании Disney, которой сейчас принадлежат права на фантастическую вселенную, созданную ƒжорджем Ћукасом. —оответствующий эпизод был сн€т дл€ «¬озвращени€ джеда€» в 1983 году — Ће€ была вз€та в рабство гангстером ƒжаббой ’аттом. Ћюка —кайуокера мы, конечно, в такой роли представить себе не можем. » столь же невозможна аналогична€ сцена с женщиной в эпизоде ««вездных войн», сн€том в 2015 году, — западное общество мен€лось за последние дес€тилети€ быстрее, чем одна далека€ галактика.

“ем не менее вопрос о репрезентации женщин в массовой культуре сохран€етс€. ¬ комиксах о Ѕэтмене, к примеру, женские персонажи откровенно эротизированы, нос€т обт€гивающие костюмы и принимают соблазнительные позы, даже наход€сь на боевом задании. Ёто можно сделать €вным, если, как некоторые западные феминистки, помен€ть Ѕэтмена и, скажем, ∆енщину-кошку местами, сохранив позы героев. “еперь Ѕэтмен — томный герой, а р€дом с ним стоит горда€ и воинственна€ девушка.

Ќедавно давление общества привело к тому, что €понска€ видеоигра «Dead or Alive Xtreme 3», посв€щенна€ пл€жному волейболу, не была издана в —Ўј. ‘еминистки отмечали, что игра на самом деле не про волейбол, а про эксплуатацию и объективацию женского тела, потому что «спортсменками» были эротичные девушки.

∆енщины и их декоративно-косметическа€ функци€

»сследованием феминизма занимаютс€ в первую очередь социологи€, философи€ и культурна€ антропологи€. Ћюбой уважающий себ€ университет в мире сейчас имеет несколько проектов, св€занных с gender studies — междисциплинарным направлением, сосредоточенным на одном из трех этих факультетов.

Ќа русском €зыке книг по gender studies издаетс€ относительно немного. я бы рекомендовал почитать работу –ейвин  оннел «√ендер и власть», «ѕолитику пола»  ейт ћиллет, есть очень неплохой исторический обзор ¬алери Ѕрайсон — «ѕолитическа€ теори€ феминизма», а самое легкое и при этом провокационное чтение — это научно-попул€рна€ книга «ћиф о красоте» Ќаоми ¬ульф. ¬ последней книге автор говорит о многих обычных вещах, которым мы не придаем значени€. Ќапример, на работу женщины должны об€зательно ходить красивыми, накрашенными и в симпатичном платье или костюме. “о есть у женщин на работе есть еще и декоративно-косметическа€ функци€. ј у мужчин ее нет: мужчина в первую очередь — профессионал и только во вторую — хорошо выгл€дит.

источник

22.12.2015




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку