Самостоятельность ребенка

В один прекрасный день ваш малыш, еще сонный, но очень решительно настроенный, желает открыть бутылку с кефиром. Риск наводнения высок, но вы соглашаетесь: для него это так важно! И вздыхаете с облегчением, когда после нескольких безуспешных попыток вам все-таки разрешают помочь. Затем история повторяется. Надеть пальто, налить молоко в пюре, подержать поводок собаки, поставить кассету в видеомагнитофон, купить сапоги , причесаться… А еще он, конечно же, сам решает, куда надо идти, когда ложиться спать, во что нужно играть. Сто раз на дню вы слышите: «Я сам сделаю, я большой». И это только преамбула к настоящей декларации независимости. Все просто: между 18 месяцами и 3 годами происходят два важных процесса: самоутверждение и бурный рост психомоторных навыков.

В этот период малыш начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желанием взрослого. Ребенок без вашей помощи выполняет различные действия с предметами, усваивает навыки самообслуживания. Причем осознанно.

Внешне это выражается в том, что малыш начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом: вместо «Катя бегает» – «Я бегаю». Меняется отношение ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя с ними и хочет быть таким же, как они, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью. И противоречить может просто из желания утвердить свою независимость, свое право на самостоятельное решение.